Казань, ул. Муштари, д.12а, 2 этаж пн-пт: с 8:00 до 17:00 +7 (843) 200-08-89 +7 (917) 25 000 55
просмотров
446
Комментариев
0
Опубликовано 20 июня 2023 г.
Налоговые споры

Возражения на акт налоговой проверки и рассмотрение материалов проверки

В случае не согласия налогоплательщиком с фактами нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженных в акте налоговой проверки он вправе обжаловать такой акт в соответствующем порядке - составить письменные возражения и направить их в Инспекцию в течение месяца, начиная с момента получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Данный порядок относится как к камеральным, так и к выездным налоговым проверкам.

Возражения на акт налоговой проверки и рассмотрение материалов проверки

Часть 1Возражения на акт налоговой проверки. Задачи и Цели

Важно отметить, несмотря на то, что акт налоговой проверки не является окончательным документом по результатам проведенной проверки, он является важнейшей предпосылкой для вынесения решения по проведенной проверке. Зафиксированные в акте факты являются основополагающими для построения защиты интересов налогоплательщика, так как предоставляет ему возможность ознакомиться с выявленными нарушениями, а также обоснованно, и своевременно отреагировать на результаты проверки путем представления возражений.

На основании информации представленной в акте налоговой проверки, материалах налоговой проверки, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражения налоговый орган принимает решение о начислении (об отказе) дополнительных налогов и сборов за нарушения налогового законодательства.

Таким образом, цель представленных возражений заключается в защите своих интересов в части заявленных налоговым органом обстоятельств нарушений законодательства о налогах и сборах.

В своих возражениях налогоплательщик может представить дополнительную информацию и доказательства, пояснить свою точку зрения на предъявленные налоговым органом факты, а также указать на недостаточность или ошибочность доводов, приведенных в акте налоговой проверки. В результате этого налоговый орган может пересмотреть свою позицию в пользу налогоплательщика как полностью, так и в части.

Представление письменных возражений также может быть полезным при апелляции решений налогового органа в вышестоящие органы и суды. В данном случае налогоплательщик может ссылаться на свои ранее представленные возражения и доказательства, которые могут повлиять на окончательное решение о споре с налоговым органом.

Часть 2Пропущены сроки подачи возражений: последствия и пути выхода

Срок представления возражений не является пресекательным. Даже в случае представления налогоплательщиком возражений с нарушением месячного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ, но до даты рассмотрения материалов налоговой проверки такие возражения будут приняты и учтены для вынесения итогового решения. Данная позиция косвенно следует из положений п. 4 ст. 101 НК РФ, который допускает рассмотрение любых иных документов, имеющихся у налогового органа. Более того, пункт 4 статьи 101 Налогового Кодекса предоставляет налогоплательщику возможность давать свои пояснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Часть 3Эффективные возражения: форма, структура и содержание возражений на акт налоговой проверки

Налоговый Кодекс РФ не предусматривает специальной формы, структуры и требований для оформления возражений на акт налоговой проверки. При этом при написании следует руководствоваться общими соображениями, нацеленными на обоснованность, весомость и убедительность возражений.

В первую очередь необходимо удостовериться, что акт налоговой проверки составлен по официально утвержденной Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ форме, и соответствует требованиям, предъявляемым указанным приказом. В случае выявления не соответствий, необходимо указать о данном факте в возражениях.

Представленные в возражениях контраргументы должны в полном объеме раскрывать и передавать суть заявленных доводов, объясняющих некорректность выводов налогового органа, отражать все возможные стороны вопроса, анализировать их влияние на решение спора, иметь четкую логическую структуру и содержать конкретные ссылки на нормативные правовые акты, разъяснения и прецеденты, подтверждающие правомерность действий налогоплательщика.

Весомым основанием для признания действий налогоплательщика соответствующими требованиям законодательства являются подтверждающие позицию разъяснения Министерства финансов Российской Федерации или налоговых органов, а также ранее принятые решения судов по аналогичным делам. Такие разъяснения могут повысить достоверность доводов, изложенных в возражениях на акт налоговой проверки. Следовательно, при подготовке возражений необходимо принимать во внимание все доступные информационные источники и использовать их в соответствующих доводах.

Особое внимание следует уделить правильности и объективности определения налоговым органом действительных налоговых обязательств. По результатам проведенного анализа, уже на стадии вынесения решения, существует вероятность корректировки дополнительно начисленных сумм налога, как в части допущенных налоговым органом ошибок в расчете сумм налога, так и с учетом обоснованности понесенных расходов, неучтенных налоговым органом при расчете. Подход к оценке обоснованности налоговых вычетов и расходов по спорным операциям предполагает установление объективности хозяйственной операции с учётом реально понесённых расходов. Такой подход сформирован в соответствии с положениями статьи 54.1 НК РФ, разъяснениями Минфина РФ к ней и судебной практикой. Налоговые органы не освобождаются от ответственности за контролем правильности расчета налоговых обязательств, в том числе проведения налоговой реконструкции.

Отдельным пунктом можно выделить анализ документов, которые использует Инспекция для подтверждения своей позиции. Документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных при проверке, должны быть приложены к акту (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Проведение анализа представленных Инспекцией к акту налоговой проверки документов позволяет, в случае обнаружения недостоверной или неполной информации, поставить под сомнение объективность и достоверность изложенных в нем обстоятельств, а в случае непредставления Инспекцией документов к акту проверки, существует практика отмены такого решения (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2020 г. № Ф02-2821/2020 по делу № А19-10393/2018).

В процессе составления возражений можно подать в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами проверки, в соответствии с п.2 ст.101 НК РФ. Налоговый орган обязан ознакомить со всеми материалами налоговой проверки не позднее двух дней с даты подачи заявления. Ознакомление заключается в визуальном осмотре, изготовлении выписок, снятии копий – за счет налогоплательщика, его силами и средствами (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Значимость составления возражений и отражения в нем всех обстоятельств, объясняющих некорректность выводов налогового органа, также будет иметь большое значение при последующем судебном обжаловании вынесенного Инспекцией решения. Представление дополнительных доказательств, при рассмотрении в суде дела об оспаривании решения по результатам налоговой проверки, которые не были представлены ранее в налоговый орган, могут быть расценены судом как злоупотребление налогоплательщиком своими процессуальными правами. Это связано с принципом доказательности: все стороны должны иметь равные возможности обосновать свои аргументы на основе уже известных доказательств. Поэтому новые доказательства в рамках процесса могут быть допущены только с разрешения суда и при наличии объективных доказательств, препятствующих представления данной информации ранее.

Часть 4Рассмотрение материалов налоговой проверки

После того, как акт налоговой проверки был составлен и вручен, налогоплательщик имеет право на участие в процедуре его рассмотрения в Инспекции. Даже в случае отсутствия возражений по акту, инспекция обязана заблаговременно известить проверяемое лицо о времени и месте рассмотрения (п.2 ст. 101 НК РФ). Во время рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика, компания имеет право предъявлять любые доказательства, высказывать свое мнение и давать пояснения. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего проверку, обязан рассмотреть все материалы налоговой проверки и вынести соответствующее решение в установленный законом срок, который может быть продлен не более чем на один месяц (п.1ст.101 НК РФ).

Несмотря на то, что на практике такое рассмотрение ограничивается формальным дублированием информации, представленной в возражениях (со стороны налогоплательщика) и в акте налоговой проверки (со стороны налогового органа) этот процесс является обязательным и в определенной ситуации, позволяет раскрыть новые обстоятельства или рассмотреть уже имеющиеся под другим углом.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ (месячный срок на представление возражений), принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 ст.101 НК РФ (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.1ст.101 НК РФ).

Схематично, результат рассмотрения материалов налоговой проверки можно представить следующим образом:

Результат рассмотрения материалов налоговой проверки

Об авторе статьи

Коршунов Алексей
Коршунов Алексей
Руководитель направления

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Все статьи автора

Комментарии

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Подписаться