Акт налоговой проверки. Акт по результатам выездной и камеральной налоговой проверки
Несмотря на применение ФНС России современной системы налогового контроля и администрирования, построенной на автоматизации процессов выявления и прогнозирования рисков и реализованной в программном комплексе АИС «Налог-3», одной из ведущих форм реализации налогового контроля со стороны налоговых органов на сегодняшний день является осуществление камеральных и выездных налоговых проверок.
![Акт налоговой проверки. Акт по результатам выездной и камеральной налоговой проверки](/upload/information_system_21/3/6/5/item_365/item_365.jpg)
Налоговые проверки, как форма налогового контроля
Основной задачей осуществления налоговых проверок является мониторинг обеспечения своевременности налоговых выплат, выявление фактов несоблюдения налогового законодательства, проверка верности исчислений. Налоговые проверки всегда должны осуществляться в соответствии с законодательством, в первую очередь с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, и с принципами законности и справедливости, в том числе с учетом социальных и экономических последствий таких проверок, что обеспечит равенство и защиту прав и интересов всех сторон, а также будет способствовать развитию всей экономики и общества.
Выездные и камеральные налоговые проверки: порядок назначения и проведения
Существуют две формы налоговых проверок, определенные статьей 87 Налогового кодекса РФ – выездные и камеральные. Процедуры назначения и проведения этих проверок существенно различаются:
Показатель | Камеральная налоговая проверка | Выездная налоговая проверка |
---|---|---|
Порядок назначения | Не требует специального решения. Начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.1, 2 ст.88 НК РФ) | Назначается решением о проведении выездной налоговой проверки (п.1, 2 ст.89 НК РФ) |
Место проведения | По месту нахождения налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ) | На территории (в помещении) налогоплательщика. В случае отсутствия возможности предоставить помещение выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ) |
Срок проведения проверки | В течение 3-х месяцев после представления декларации налогоплательщиком. Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца (по общему правилу) (п. 2 ст. 88 НК РФ) | В течение 2-х месяцев с момента вынесения решения (по общему правилу) (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Продление сроков проведения проверки | Продление трехмесячного срока камеральной проверки не предусмотрено. Для декларации по НДС, в случае установления признаков нарушения налогового законодательства, возможно продление до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ) | Срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Приостановление срока проверки | Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено | Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки на срок не более 6 месяцев по основаниям, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ |
Предмет проверки | Проверка ошибок в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому представлена декларация | Проверка правильности расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) |
Период проверки | Проверка проводится за тот период, за который представлена декларация | Выездная проверка может охватить три предшествующих года. |
Периодичность проверки | Проверка проводится по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной | Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год и нельзя проверять повторно тот же период и налоги |
Мероприятия налогового контроля | Полномочия проверяющих в ходе камеральной проверки существенно ограничены, в сравнении с выездной проверки. Существуют ограничения при истребовании документов, проведения осмотров, производства выемки по основаниям, предусмотренным НК РФ (п.7 ст. 88 НК РФ) | Отсутствуют ограничения, устанавливаемые для камеральных налоговых проверок |
Оформление результатов проверки | Акт камеральной проверки составляется, только если установлено нарушение. Срок составления - в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 100 НК РФ) | Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется независимо от того установлено нарушение или нет. Срок составления - в течение двух месяцев со дня составления справки об окончании выездной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) |
Оформление результатов налоговой проверки. Акт по результатам камеральной и выездной налоговой проверки
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ, акт налоговой проверки оформляется в обязательном порядке по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а для камеральных проверок в случаях, если были обнаружены нарушения. В акте должны быть зафиксированы все результаты проведенной проверки, отражены выявленные и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, а в случае, когда их не обнаружено, запись об их отсутствии, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (п. 3 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки должен быть оформлен по всем требованиям и соответствовать утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ форме.
Действие приказа распространяются на акты, составленные как по результатам камеральной, так и выездной налоговой проверки.
Основные требования, предъявляемые к акту налоговой проверки
Акт должен состоять из трех частей
Вводная
Во вводной части Акта должны быть указаны:
- дата акта налоговой проверки;
- полное и сокращенное наименования организации либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица ;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки;
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименования налогов, сборов, страховых взносов, по которым проводилась налоговая проверка;
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- иные необходимые реквизиты.
Описательная
В описательной части Акта должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:
- объективность и обоснованность;
- полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах;
- четкость изложения;
- системность изложения.
Итоговая
В итоговой части Акта должны указываться:
- выводы об установлении фактов неуплаты налогов, сборов, страховых взносов;
- предложения о привлечении к налоговой ответственности и ссылки на статьи НК РФ, в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах;
- иные предложения проверяющих должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений;
- фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа;
- указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки;
- ссылка на количество листов приложений к Акту (документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, иные приложения).
При этом существует практика, когда налоговые органы нарушают установленные требования по оформлению акта или же отражают в документе недостоверные факты нарушений, выводы проверки могут признаваться не правомерными и быть оспорены.
Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового Кодекса, по окончании проверки налоговый орган, проводивший проверку, обязан вручить акт и документы к нему в течение 5 дней от даты оформления акта. В том случае, когда налогоплательщик каким-либо образом пытается уклониться от получения, акт в одностороннем порядке направляется по почте заказным письмом, и он будет считаться врученным на 6 день после дня отправки.
На практике, благодаря централизованной системе управления АИС «Налог-3», контролирующей процесс налоговых проверок и автоматизирующей его, налоговые органы редко допускают нарушение сроков составления и вручения актов проверок. При этом, даже если установленные законом сроки не будут соблюдены, это не повлияет на законность решения, принятого на основании акта. Такого подхода придерживаются как ФНС России, так и органы судебной власти.
Поэтому самым важным этапом для налогоплательщика является изучение полученного документа и представление письменных возражений на претензии, содержащиеся в самом акте налоговой проверки.
Если вы — руководитель компании, инвестор или начинающий предприниматель, то, предполагаем, вы, наверняка, сталкивались с понятием «упущенная выгода».
Получение налоговых льгот — ключевой вопрос для налогоплательщиков. Большинство споров в арбитраже касаются необоснованных налоговых выгод.
Основная доля поступлений, доходов федерального бюджета в 2022 году после ресурсных налогов (взимаемых с добычи полезных ископаемых) обеспечивается налогом на добавленную стоимость (НДС). Об этом сообщает аналитический портал Федеральной налоговой службы России.
Комментарии