О последствиях непредставления документов по требованию налогового органа, выставленного вне рамок налоговой проверки
Определение КС РФ от 07.04.2022 № 821-О
По мнению налогоплательщика, привлеченного к штрафу по п.1 ст. 129.1 НК РФ за отказ представить истребованные налоговым органом на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ документы, п. 2 ст. 93.1 НК РФ не соответствует статьям 1, 8, 10, 19, 34, 35, 45, 46, 55, 57 и 74 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок и обоснования необходимости их истребования.
Однако, как отметил КС РФ норма п. 2 ст. 93.1 НК РФ сама по себе не нарушает конституционные права налогоплательщиков.
При этом КС РФ не ограничился лишь вышеназванным выводом, а высказал позицию по некоторым неоднозначным моментам, возникающим в практике применения оспариваемой нормы.
В частности, он указал следующее.
1) наделяя налоговые органы правом истребовать вне рамок налоговой проверки документы (информацию) относительно конкретной сделки, п. 2 ст. 93.1 НК РФ по своему буквальному смыслу не предполагает возможности их истребования в случае, если документы (информацию) нельзя связать с теми или иными сделками. Эта норма не позволяет определить их состав и содержание по иному признаку, в том числе по направлению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или по ее периоду;
2) у налогоплательщика нет повода отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть в силу ряда причин не указаны либо вообще не определены;
3) налоговый орган вправе истребовать как отдельный счет-фактуру, так и всю серию счетов-фактур, если они связаны со сделкой, которую обращенное к налогоплательщику требование позволяет определить. Количество же запросов (требований) оспариваемая норма не устанавливает, что оставляет за налоговым органом право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам при том, что это право не может быть использовано вместо контрольных полномочий, подлежащих применению в рамках проведения налоговой проверки.
Таким образом, КС РФ фактически призвал налоговые органы быть сдержаннее при формировании своих запросов на истребование документов по п. 2 ст. 93.1 НК РФ, не отступать от буквального толкования этой нормы и использования такого ее ключевого понятия как «сделка». При этом Суд все же признал и наличие у налогового органа некоторой свободы усмотрения при таком истребовании, делая это в целях соблюдения широко известного правового принципа — необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов.
98% дел выиграны
Узкая специализация гарантирует профессионализм
Опыт работы с 2012 года
Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ
98% дел выиграны
Узкая специализация гарантирует профессионализм
Опыт работы с 2012 года
Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ
Оставьте свои контактные данные
и мы свяжемся с Вамив ближайшее время.