С 1 октября 2022 года, в связи с вступлением в действие изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ у любой компании как у клиента банка появляется дополнительный риск. Компанию могут исключить из ЕГРЮЛ, если банк присвоит ей высокий уровень риска совершения подозрительных операций. Причем банк будет делать выводы на свое усмотрение.
Что же может не понравиться банкам?
Ранжирование клиентов банка по уровням риска предусмотрено Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (так называемый «антиотмывочный» закон). Статья 7 этого закона обязывает банки относить всех клиентов к одному из трех уровней риска совершения подозрительных операций: низкому, среднему и высокому. К подозрительным операциям относятся «операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (ст. 3).
То есть для присвоения уровня риска достаточно будет предположения банка.
Критерии, по которым будут ранжироваться клиенты, банки разрабатывают самостоятельно. Информация об уровне риска клиента будет передаваться в ЦБ. А он в свою очередь предоставит эту информацию всем банкам. Таким образом, смена банка не позволит компании изменить уровень риска.
При отнесении организации или ИП к высокому уровню риска начинаются проблемы. Операции по счетам не проводятся. Снять или перевести остаток денежных средств на счет другого банка не разрешается (даже с повышенной комиссией). Единственное, с заблокированного счета все же можно платить налоги и зарплаты, а ИП может тратить 30 тыс. руб. в месяц на личные нужды (п. 6 новой ст. 7.7 Закона № 115-ФЗ).
В законе прямо отмечается, что применение мер по блокировке счета не влечет возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации за совершение соответствующих действий (п. 2.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). То есть банк при отнесении клиента к высокому уровню риска не отвечает за убытки клиента, даже если ошибется.
Банк уведомляет клиента о том, что он отнесен к высокому риску в течение пяти рабочих дней с момента его присвоения. У клиента есть шесть месяцев, чтобы обжаловать присвоение ему уровня риска в Межведомственной комиссии ЦБ, а решение комиссии — в суде. Если клиент не обжаловал решение комиссии, не обратился в суд или получил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ЦБ передает об этом сведения в ФНС для исключения организации или ИП из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) (новая ст. 7.8 Закона № 115‑ФЗ).
Теоретически процедура выглядит объективной: до исключения из ЕГРЮЛ у клиента банка есть возможность реабилитироваться. Он может обжаловать решение о присвоении высокого уровня риска, используя как досудебные, так и судебные способы. Но пока идет обжалование, счет заблокирован.
При этом, судебная практика по обжалованию блокировок расчетных счетов в 2022 году показала.
Пример — постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.01.2022 № А19-20666/2020. Компании заблокировали счет. Выяснилось, что она, по сути, была прокладочной компанией между покупателем и поставщиками. По этой цепочке товар закупался для завышения расходов. При этом покупатель осуществлял и прямые закупки у поставщиков. Традиционно IP-адреса выгодоприобретателя и технической компании совпадают. Суды трех инстанций поддержали банк.
Пример — постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2021 № А40-63826/2021.
Основным аргументом банка стало сравнение цен оказанных транспортных услуг ИП (клиент банка) и расценок на аналогичные услуги на «Авито».
Банки выявляют «ломку» платежей. Пример — решение Арбитражного суда Кировской области от 15.03.2022 № А28-14540/2021. Покупатели платят клиенту банка за бумагу, клиент банка платит за молоко иностранному поставщику, данные о котором отсутствуют в открытых источниках. Решение суда — в пользу банка.
Традиционно банки против транзитного характера платежей, а также технического характера клиентов. Примерами могут служить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 № А60-44230/2021, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2022 № А56-86521/2021.
Номинальность организации и нереальность операций банк подтверждает схожими с налоговиками аргументами. Это отсутствие персонала, сайта, отрицательная рентабельность и низкая налоговая нагрузка, взаимозависимость с покупателями второго звена, транзитный характер операций.
Интересно, что банки мониторят и информацию о налоговых спорах своих клиентов. Таким образом, выездная налоговая проверка с 1 октября 2022 года может закончиться не только доначислениями, но и попаданием в красную зону банков с риском принудительной ликвидации.
Пример — постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 № А76-8683/2021. Банк в суде указал, что его клиент сознательно создал цепочку подконтрольных лиц (контрагентов) для формального документооборота по сделкам купли-продажи. Это привело к занижению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, что следует из судебных актов по налоговому спору. Суд поддержал банк.
98% дел выиграны
Узкая специализация гарантирует профессионализм
Опыт работы с 2012 года
Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ
98% дел выиграны
Узкая специализация гарантирует профессионализм
Опыт работы с 2012 года
Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ
Оставьте свои контактные данные
и мы свяжемся с Вамив ближайшее время.