Казань, ул. Муштари, д.12а, 2 этаж пн-пт: с 8:00 до 17:00 +7 (843) 200-08-89 +7 (917) 25 000 55
просмотров
421
Комментариев
0
Опубликовано 21 июня 2023 г.
Налоговые споры

Акт налоговой проверки. Акт по результатам выездной и камеральной налоговой проверки

Несмотря на применение ФНС России современной системы налогового контроля и администрирования, построенной на автоматизации процессов выявления и прогнозирования рисков и реализованной в программном комплексе АИС «Налог-3», одной из ведущих форм реализации налогового контроля со стороны налоговых органов на сегодняшний день является осуществление камеральных и выездных налоговых проверок.

Акт налоговой проверки. Акт по результатам выездной и камеральной налоговой проверки

Налоговые проверки, как форма налогового контроля

Основной задачей осуществления налоговых проверок является мониторинг обеспечения своевременности налоговых выплат, выявление фактов несоблюдения налогового законодательства, проверка верности исчислений. Налоговые проверки всегда должны осуществляться в соответствии с законодательством, в первую очередь с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, и с принципами законности и справедливости, в том числе с учетом социальных и экономических последствий таких проверок, что обеспечит равенство и защиту прав и интересов всех сторон, а также будет способствовать развитию всей экономики и общества.

Выездные и камеральные налоговые проверки: порядок назначения и проведения

Существуют две формы налоговых проверок, определенные статьей 87 Налогового кодекса РФ – выездные и камеральные. Процедуры назначения и проведения этих проверок существенно различаются:

Показатель Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Порядок назначения Не требует специального решения. Начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.1, 2 ст.88 НК РФ) Назначается решением о проведении выездной налоговой проверки (п.1, 2 ст.89 НК РФ)
Место проведения По месту нахождения налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ) На территории (в помещении) налогоплательщика. В случае отсутствия возможности предоставить помещение выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ)
Срок проведения проверки В течение 3-х месяцев после представления декларации налогоплательщиком. Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца (по общему правилу) (п. 2 ст. 88 НК РФ) В течение 2-х месяцев с момента вынесения решения (по общему правилу) (п. 6 ст. 89 НК РФ)
Продление сроков проведения проверки Продление трехмесячного срока камеральной проверки не предусмотрено. Для декларации по НДС, в случае установления признаков нарушения налогового законодательства, возможно продление до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ) Срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ)
Приостановление срока проверки Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки на срок не более 6 месяцев по основаниям, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ
Предмет проверки Проверка ошибок в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому представлена декларация Проверка правильности расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов)
Период проверки Проверка проводится за тот период, за который представлена декларация Выездная проверка может охватить три предшествующих года.
Периодичность проверки Проверка проводится по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год и нельзя проверять повторно тот же период и налоги
Мероприятия налогового контроля Полномочия проверяющих в ходе камеральной проверки существенно ограничены, в сравнении с выездной проверки. Существуют ограничения при истребовании документов, проведения осмотров, производства выемки по основаниям, предусмотренным НК РФ (п.7 ст. 88 НК РФ) Отсутствуют ограничения, устанавливаемые для камеральных налоговых проверок
Оформление результатов проверки Акт камеральной проверки составляется, только если установлено нарушение. Срок составления - в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 100 НК РФ) Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется независимо от того установлено нарушение или нет. Срок составления - в течение двух месяцев со дня составления справки об окончании выездной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ)

Оформление результатов налоговой проверки. Акт по результатам камеральной и выездной налоговой проверки

Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ, акт налоговой проверки оформляется в обязательном порядке по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а для камеральных проверок в случаях, если были обнаружены нарушения. В акте должны быть зафиксированы все результаты проведенной проверки, отражены выявленные и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, а в случае, когда их не обнаружено, запись об их отсутствии, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки должен быть оформлен по всем требованиям и соответствовать утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ форме.

Действие приказа распространяются на акты, составленные как по результатам камеральной, так и выездной налоговой проверки.

Основные требования, предъявляемые к акту налоговой проверки

Акт должен состоять из трех частей

Вводная

Во вводной части Акта должны быть указаны:

  • дата акта налоговой проверки;
  • полное и сокращенное наименования организации либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица ;
  • дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки;
  • дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименования налогов, сборов, страховых взносов, по которым проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • иные необходимые реквизиты.

Описательная

В описательной части Акта должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

  • объективность и обоснованность;
  • полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • четкость изложения;
  • системность изложения.

Итоговая

В итоговой части Акта должны указываться:

  • выводы об установлении фактов неуплаты налогов, сборов, страховых взносов;
  • предложения о привлечении к налоговой ответственности и ссылки на статьи НК РФ, в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • иные предложения проверяющих должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений;
  • фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа;
  • указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки;
  • ссылка на количество листов приложений к Акту (документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, иные приложения).

При этом существует практика, когда налоговые органы нарушают установленные требования по оформлению акта или же отражают в документе недостоверные факты нарушений, выводы проверки могут признаваться не правомерными и быть оспорены.

Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового Кодекса, по окончании проверки налоговый орган, проводивший проверку, обязан вручить акт и документы к нему в течение 5 дней от даты оформления акта. В том случае, когда налогоплательщик каким-либо образом пытается уклониться от получения, акт в одностороннем порядке направляется по почте заказным письмом, и он будет считаться врученным на 6 день после дня отправки.

На практике, благодаря централизованной системе управления АИС «Налог-3», контролирующей процесс налоговых проверок и автоматизирующей его, налоговые органы редко допускают нарушение сроков составления и вручения актов проверок. При этом, даже если установленные законом сроки не будут соблюдены, это не повлияет на законность решения, принятого на основании акта. Такого подхода придерживаются как ФНС России, так и органы судебной власти.

Поэтому самым важным этапом для налогоплательщика является изучение полученного документа и представление письменных возражений на претензии, содержащиеся в самом акте налоговой проверки.

Об авторе статьи

Рунова Юлия
Рунова Юлия
Руководитель практики

С 2017 года является автором и научным редактором электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Все статьи автора

Комментарии

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Подписаться