Казань, ул. Муштари, д.12а, 2 этаж пн-пт: с 8:00 до 17:00 +7 (843) 200-08-89 +7 (917) 25 000 55
просмотров
1769
Комментариев
0
Опубликовано 19 июня 2023 г.
Единый налоговый счет

АСК НДС 2 - возможности программного комплекса и принцип работы

Основная доля поступлений, доходов федерального бюджета в 2022 году после ресурсных налогов (взимаемых с добычи полезных ископаемых) обеспечивается налогом на добавленную стоимость (НДС). Об этом сообщает аналитический портал Федеральной налоговой службы России.

АСК НДС 2 -  возможности программного комплекса и принцип работы

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам. Отличие прямого налога от косвенного в том, что его платят исключительно из своих средств, тогда как косвенные налог фактически отдельно увеличивает стоимость товаров (работ, услуг), то уплачивается покупателем и не увеличивает себестоимость товаров (работ, услуг) самого налогоплательщика.

Что такое НДС? Механизм исчисления и уплаты налога.

На сегодняшний день налогообложение налога на добавленную стоимость применяет 137 стран. В число стран не применяющим НДС можно отнести США и Японию, где действует налог с продаж, взимание, которого осуществляется аналогичным с НДС порядком.

Для человека без специальных знаний, разъяснить, что такое НДС затруднительно, так как нормы главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и подзаконные нормативные акты в части налогообложения НДС, не раскрывают саму суть налога, а именно, что весь НДС, сформировавшийся по цепочке производителей (покупателей, продавцов и др.) платит конечный покупатель. Как правило, это физические лица, хотя они, согласно ст.143 НК РФ, не являются плательщиками НДС. Физические лица не сдают отчетность по НДС, не оплачивают соответствующие суммы налога отдельно в бюджет, но при этом сумма НДС «сидит» в окончательной стоимость товара, которую и оплачивает конечный покупатель.

Плательщиками же НДС, по налоговому законодательству РФ являются все компании и индивидуальные предприниматели, не применяющие «безНДСный» спецрежим, а также лица, признаваемые плательщиками при импорте товаров, вне зависимости от организационно-правовой формы лица и применяемого ими режима налогообложения.

Если объяснять своими словами, то сумма НДС, предъявляется дополнительно к стоимости реализуемых (передаваемых) товаров (работ, услуг) и у продавца возникает обязанность перечислить полученные суммы налога в бюджет. То есть, денежные средства, полученные в части сумм налога на добавленную стоимость не являются собственными, а подлежат перечислению в бюджет. Однако, ввиду обезличенности сумм НДС и стоимости товаров (поступившая выручка включает в себя суммы НДС) продавец может в течении квартала использовать указанные суммы налога по своему усмотрению, при этом по итогам квартала он обязан исчислить налог, подлежащий уплате в бюджет в размере, соответствующем предъявленным покупателям сумм НДС.

Из буквального смысла наименования налога можно сделать вывод, что обложение производится только в отношении добавленной стоимости. Однако, учитывая механизм налогообложения, никто добавленную стоимость не высчитывает, фактически подлежит уплате сумма налога, рассчитанная как разница между суммами, исчисленными с отгрузки товаров (работ, услуг) и суммами вычета (ст.171 Н РФ), сформированными из налога, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг). Поэтому, налогоплательщикам, работающим с НДС экономически не выгодно работать с продавцами, применяющими «безНДСный» спецрежим, так как уменьшить сумму налога по товарам (работам, услугам) приобретенных у «безНДСных» организаций невозможно, кроме случаев если последними будет самостоятельно исчислен и уплачен НДС в бюджет в соответствии с п.5 ст.173 НК РФ. Если по итогам налогового периода происходит превышение вычетов над суммой налога предъявленной покупателям, НДС в части превышения подлежит возврату из бюджета.

В зависимости от категории товаров (работ, услуг), месте реализации, страны назначения статьей 164 НК РФ предусмотрены ставки 0%, 10%, 20%, а также в случаях включения суммы налога в стоимость товаров (работ, услуг) 10/110% и 20/120%. Кроме того, не все операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежат налогообложению НДС, так законодатель на социально значимые товары (работы, услуги) предусмотрел освобождение от налогообложения НДС (необходимо обязательное соблюдение условий, предусмотренных ст.149 НК РФ), а часть товаров (работ, услуг) не признает объектом налогообложению (данные операции не рассматриваются при исчислении суммы налога без каких-либо условий, ст.146 НК РФ).

Отдельно стоит отметить порядок налогообложения НДС, при реализации товаров в таможенном режиме экспорта, так при перемещении товаров за границу предусмотрена ставка 0%, то есть иностранный покупатель, несмотря на то, что является конечным, не оплачивает суммы НДС, а продавец возвращает из бюджета суммы налоговых вычетов по экспортируемым товарам. Наиболее простым примером такого механизма налогообложения является система «tax free», при которой физическими лицами после прохождения таможенного контроля возвращается сумма НДС, по товарам купленным на территории иностранного государства. Прямопротивоположно производится налогообложение при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ и другие, приравненные к ней территории. Так, при импорте товаров, покупателем с его стоимости исчисляется сумма НДС и уплачивается в бюджет, исключением являются товары, не подлежащие налогообложению НДС и приобретенные физическими лицами для личного пользования, в отношении которых предусмотрен беспошлинный ввоз.

При оказании услуг, лицами, осуществляющими облагаемую НДС деятельность, но не признаваемыми налогоплательщиками, а также реализации определенных видов товаров (работ, услуг) уплата НДС производится через налоговых агентов (ст.161 НК РФ). К лицам не признаваемыми налогоплательщиками относятся, иностранные организации, не являющиеся резидентами РФ, государственные или муниципальные учреждения и уполномоченные ими лица. Суть взимания НДС через налоговых агентов сводится к тому, что обязанность по исчислению, удержанию и уплате сумм налога возлагается на покупателя товаров (работ, услуг). Необходимость применение института налогового агента связана с двумя основными обстоятельствами, а именно: в связи затруднением обязать продавца представлять налоговую декларацию и уплачивать соответствующую сумму налога и для предотвращения схем хищения налога из бюджета наиболее рисковых отраслей (обращение сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов). Документом, подтверждающим сумму НДС, является счет-фактура, которая выписывается продавцом в течении 5 дней после отгрузки товаров (работ, услуг).

На основании выписанных счетов-фактур налогоплательщик формирует книгу продаж и определяет сумму НДС, подлежащую исчислению, на основании полученных счетов-фактур формирует книгу покупок и общую сумму НДС, подлежащую вычету.

Так, одновременное отражение счета–фактуры у продавца и у покупателя, обеспечивает принцип «зеркальности», который и лег в основу автоматизированной системы ФНС «Налог-3» - АСК НДС-2. Использование которой позволяет упростить и ускорить процесс проверки деклараций и улучшить эффективность по выявлению рисковых операций работы налоговых органов.

Что такое АСК НДС 2

Система АСК НДС-2 внедрена с 01 января 2015г. и является прикладной подсистемой автоматизированной информационной системы ФНС «Налог-3» (сокращенное наименование «ПП Контроль НДС»). Основной целью системы является выявления рисковых, нереальных операций, которые используются для определения схем уклонения от уплаты НДС.

Сама система АСК НДС-2 разработана для внутреннего использования и недоступна для налогоплательщиков, так как содержит сведения, составляющие налоговую тайну. Все правила работы с системой регламентируются внутренними документами ФНС России. При этом порядок работы и аналитический функционал постоянно усовершенствуется, выявляя новые способы ухода от налогообложения, которые ранее системой не анализировались.

Система АСК НДС-2 помимо рисков по налогу на добавленную стоимость, позволяет найти аналогичные риски по другим налогам. Наиболее распространенный пример, это когда по налогу на прибыль налогоплательщик включает в состав расходов затраты по так называемым «фирмам-однодневкам».

Также система позволяет отследить формирование сумм налога на добавленную стоимость по всей цепочке движения товаров (работ, услуг) от поставщиков сырья для производства до конечного покупателя. Тем самым, обеспечивает прозрачность налогообложения бизнес-процессов и формирует «налоговую» историю организаций.

Помимо сопоставления данных книги покупок и продаж функционал системы позволяет строить дерево связей как со стороны покупок, так и продаж. При этом, отражает по каждому участнику дополнительную информацию, такую как общая характеристика организации (наименование, ИНН, КПП, показателях декларации, доля налоговых вычетов, сведения о поступившей выручке по ККТ, наличия имущества, транспортных средств, земельных участков и другого имущества, IP адрес с которого представляется отчетность, и другое), сведения о доле несформированных вычетов по цепочке контрагентов, степень налогового риска, количество контрагентов, данные по операциям по расчетному счету, предполагаемый статус организации (однодневка, транзитер, выгодоприобретатель или статус неопределенный) и другое.

Пример дерева связей, сформированного в системе «АСК НДС-2»:

Дерево связей

Принцип работы АСК НДС 2

Как отмечалось выше, система «АСК НДС-2» в автоматическом режиме сопоставляет данные всех представленных деклараций. Отработка выявленных несоответствий производится следующими этапами:

На начальном этапе проводит проверку налоговых деклараций на предмет:

  • совпадения контрольных соотношений. Например, сопоставляют данные из разделов 8 и 9 с показателями раздела 3 декларации;

На следующем этапе происходит анализ и сопоставления данных разделов 8-12 с присвоением следующих кодов ошибки:

  • «01» - имеются и расхождения между реквизитами проверяемой организации и ее контрагентов. Например, если сумма вычета, которую покупатель заявил в декларации, не соответствует сумме НДС у продавца, или продавец не отразил соответствующий счет-фактуру, либо вовсе не представил декларацию по НДС;
  • «02» - соответствие друг другу данных, в случаях если одна и та же операция отражена и в книге продаж и в книге покупок. Например, если сумма вычета по ранее исчисленной предварительной оплате, которую покупатель заявил в декларации после отгрузки в счет нее товаров (работ, услуг), не соответствует сумме НДС исчисленного по книге продаж;
  • «03» - соответствие данных в разделах 10–11 декларации у посредника: комиссионера, агента, действующего от своего имени, застройщика или экспедитора. Например, посредник неверно заполнил журнал выставленных счетов-фактур;
  • «04» - соответствие реквизитов счетов-фактур или суммовых значений. Например, сумма налога не соответствует процентной доле (равной ставке налога) налоговой базы;
  • «05» - имеются расхождения, связанные со сроками счетов-фактур. Например, в разделе 8-12 отсутствует дата счета-фактуры;
  • «06» - имеются вычеты, по которым истек трехгодичный срок с момента принятия на учет товаров (работ, услуг);
  • «07» – имеются счета-фактуры, выписанные лицом, до его регистрации (после его ликвидации). Например, поставщик ошибочно выставил счет-фактуру, дата которого раньше дня его регистрации;
  • «08» - соответствие кода вида операции перечню кодов. Например, организация ошибочно отразила в книге продаж код вида операции «26» (отгрузка товаров (работ, услуг) лицам, не являющимися налогоплательщиками НДС, например, при розничной реализации населению) вместо «01» (отгрузка товаров (работ, услуг) лицам, являющимися налогоплательщиками НДС);
  • «09» - имеется превышение сумм НДС с отрицательным значением сумме НДС, по счету-фактуре, которую сторнируют.

Если в ходе такой проверки в декларации будут обнаружены ошибки или расхождения, налоговый орган направит организации машиночитаемый файл требования о представлении пояснений в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ) с приложением с кодами ошибок;

Организация должна в течение 5 дней предоставить налоговому органу пояснения и исправить ошибки в декларации.

Организация отправляет пояснения по установленному электронному формату, который в автоматическом режиме позволяет исправить технические ошибки, не влияющие на сумму налога. В таком случае нет необходимости сдавать дополнительную уточненную декларацию.

На третьем этапе все установленные расхождения можно отнести к следующим двум группам:

  1. расхождение относится к так называемому сущностному налогоплательщику, который реально осуществляет свою деятельность;
  2. расхождение относится к несущностному налогоплательщику, который фактически не осуществляет свою деятельность, а является лишь транзитным звеном для создания фиктивного документооборота, с целью придания реальности осуществления деятельности.

В первом случае для устранения расхождений налоговым органом проводится мероприятия налогового контроля на предмет получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налогоплательщик, приглашается в инспекцию на рабочее совещание, где его ознакамливают с результатами проведенных мероприятий, как правило, это сводится к простой иллюстрации дерева связи и сообщения что, никто из участников цепочки не заплатил НДС, в связи с чем, право на вычет у организации отсутствует.

Во втором случае налоговый орган на основании имеющихся в системе АСК НДС-2 сведений о контрагентах, документах устанавливают выгодоприобретателей, независимо от количества звеньев в цепочке, как правило, до ближайшего сущностного налогоплательщика, то есть реально действующей организации с активами, персоналом и т.д.

Работа по выявлению выгодоприобретателя проводится как в ручном режиме, так и посредством автоматического определения системой выгодоприобретателей.

Отработка расхождений в ручном режиме предполагает, что инспекторским составом налоговых органов по месту учета организации, у которой установлено расхождение, проводятся следующие мероприятия:

  • в рамках камеральной налоговой проверки каждому участнику цепочки контрагентов присваиваются баллы, на основании которых им присваивается роли (однодневка, транзитер, выгодоприобретатель) и указанная информация вносится в систему в виде комментария.
  • в ходе отработки сложных расхождений (сумма расхождений за текущий период по налогоплательщикам, не имеющим низкую степень уровня риска и не заявляющим в соответствующем периоде возмещение сумм из бюджета, составляет более 5 млн.руб.). Сложные расхождения отрабатываются отдельными контрольно-аналитическими группами (отделами). По итогам отработки сложных расхождений по установленному выгодоприобретателю составляется заключение, содержащее факты, указывающие на роли каждого из участников, которое направляется по месту учета выгодоприобретателя.

В автоматическом режиме система АСК НДС-2 строит так называемые Автоцепочки. Принцип определения выгодоприобретателя аналогичен принципам при отработке расхождений в ручном режиме.

Во всех трех случаях налоговый орган по месту учета выгодоприобретателя подтверждает (если говорить языком налогового органа, «акцептует»), либо не подтверждает («не акцептует») присвоение роли выгодоприобретателя. Внутренними документами ФНС России предусмотрен порядок согласования выгодоприобретателя, в случае несогласия с определением роли выгодоприобретателя. По нашему мнению указанный порядок неважен для налогоплательщика, поэтому раскрывать его суть не будем.

Все акцептованные выгодоприобретатели заносятся в Федеральный реестр выгодоприобретателей. Отработка указанного реестра производится на основе приоритизации, так, в первую очередь отрабатываются расхождения, образовавшиеся начиная с 2022г., затем остальные.

В ходе отработки расхождений проводятся мероприятия налогового контроля, а именно у выгодоприобретателя и его контрагентов истребуются документы, анализируется сделки с проблемными контрагентами, анализируется движение денежных средств, степень взаимозависимости, цены и другие мероприятия, подтверждающие получения необоснованной налоговой выгоды. После проведения указанных мероприятий налоговый орган, приглашает выгодоприобретателя на рабочее совещание, на котором ознакамливают с установленными фактами и предлагает самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. В случае отказа налоговый орган рассматривает вопрос о проведении выездной налоговой проверки в отношении «отказника».

Включение организации в ФРПВ становится проблемой (если не сказать болью) для крупных компаний. Инспекторы не особо выясняют, правильно ли определен выгодоприобретатель. Приглашают на комиссии тех, с кого реально взыскать налог. При этом, не имея никаких доказательств, кроме иллюстрации дерева связей и движения денежных средств, предъявляют претензии в получении необоснованной налоговой выгоды.

Об авторе статьи

Ахметова Гузель
Ахметова Гузель
Руководитель практики

Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, в налоговых органах - старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по РТ

Все статьи автора

Комментарии

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Подписаться