Казань, ул. Муштари, д.12а, 2 этаж пн-пт: с 8:00 до 17:00 +7 (843) 200-08-89 +7 (917) 25 000 55
С 1 июля 2022 года планируется ввести новый налоговый спецрежим -«Автоматизированная система налогообложения» (АСН)

С 1 июля 2022 года планируется ввести новый налоговый спецрежим -«Автоматизированная система налогообложения» (АСН)

29.10.2021

Информация о новой системе налогообложения для налогоплательщиков

 С 1 июля 2022 года планируется ввести новый налоговый спецрежим -«Автоматизированная система налогообложения» (АСН)

Осенью 2021 года Правительством РФ разработан проект федерального закона с изменениями в Налоговый кодекс РФ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная система налогообложения» (далее также – АСН), предусматривающий введение нового специального налогового режима «Автоматизированная система налогообложения», который будет функционировать в порядке эксперимента на основе отдельного Федерального закона.

На основании данного проекта следует:

Спецрежим АСН первоначально вводится только в 4-х пилотных субъектах РФ. Это:

- Москва;

- Московская область;

- Калужская область;

- Татарстан.

Автоматизированную систему налогообложения можно применять с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. То есть – 5,5 лет.

Специальный налоговый режим - АСН предназначен для организаций и ИП.

Преимуществом данной системы налогообложения является освобождение от налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

При этом остается обязанность по уплате:

Налога на прибыль – с прибыли КИК, дивидендов, и др. отдельных видов обязательств,

Налога на имущество – с объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость,

НДС - при ввозе товаров на территорию РФ, как налоговые агенты.

НДФЛ – как налоговые агенты.

Переход на применение АСН или возврат к иным режимам налогообложения носит полностью добровольный характер.

Применять АСН не вправе следующие организации:

  • организации, имеющие филиалы и/или обособленные подразделения;
  • банки и небанковские кредитные организации;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров (кроме подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла из винограда собственного производства), а также добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных);
  • организации, занимающиеся азартными играми;
  • частные нотариусы, адвокаты, медиаторы;
  • арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные специалисты частной практики;
  • организации-участники соглашений о разделе продукции (СРП);
  • организации, в которых доля участия других компаний – более 25%;
  • организации, у которых остаточная стоимость ОС превышает 150 млн. рублей;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • иностранные формы;
  • микрофинансовые организации (МФО);
  • частные агентства занятости, предоставляющие труд работников (персонала);
  • организации и ИП, применяющие иные режимы налогообложения;
  • организации и ИП – участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ;
  • организации и ИП, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров;
  • организации и ИП, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и/или производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
  • организации и ИП, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 60 миллионов рублей;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения;
  • некоммерческие организации;
  • организации и ИП, привлекающие работников, которым положена досрочная пенсия (списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждены Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 30Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
  • организации и ИП, привлекающие к трудовой деятельности физлиц – не налоговых резидентов РФ;
  • организации и ИП, средняя численность работников которых по правилам Росстата за налоговый период, превышает 5 человек;
  • организации и ИП, имеющие расчетные счета по договору банковского счета в кредитной организации, не включенной в перечень осуществляющих информационный обмен;
  • организации и ИП – источники выплаты доходов физлицам, облагаемых НДФЛ по ставкам, отличным от общей (п. 2-6 ст. 224 НК РФ), источники доходов в натуральной форме, а также доходов физлиц в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и ИП;
  • организации и ИП, выплачивающие деньги физлицам налом или безналом через небанковские кредитные организации;
  • крестьянские фермерские хозяйства (КФХ).

 

Основной особенностью АСН является осуществление расчетов через определенный банк, то есть после перехода на АСН плательщик обязан уполномочить кредитную организацию (банк), осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами (уполномоченная кредитная организация), на передачу в ИФНС сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета.

Перечень уполномоченных кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, утверждает ФНС России. Он размещен на ее официальном сайте.

При желании перейти на АСН со следующего календарного года, компании и ИП должны уведомить об этом налоговую инспекцию через личный кабинет налогоплательщика. Срок – не позднее 31 декабря текущего года.

Что касается только созданных и зарегистрированных фирм и ИП, о переходе на АСН они могут уведомить через личный кабинет не позднее 30 календарных дней, с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они признаются перешедшими на АСН с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве от налогового органа.

По общему правилу налогоплательщик, перешедший на АСН, не вправе до окончания календарного года перейти на иной режим налогообложения.

В случае утраты права на применение АСН налогоплательщики  переходят на иной режим налогообложения с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие требованиям.

Объектом налогообложения по АСН (как и при УСН), являются:

  1. Доходы.
  2. Доходы, уменьшенные на расходы.

Налоговые ставки при объекте «доходы»- 8%, а «доходы минус расходы» – 20%.

Менять объект обложения можно  ежегодно, но не в течение календарного года.

Объект налогообложения можно сменить с начала календарного года, если уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря предшествующего года.

Налоговым периодом является календарный месяц.

При объекте «доходы минус расходы» возможно применение минимального налога. Его рассчитывают за налоговый период (календарный месяц) в размере 3% налоговой базы (на УСН – 1%).

Минимальный налог уплачивают, если за налоговый период сумма налога, исчисленного в общем порядке, меньше минимального налога.

Общую разницу между уплаченным минимальным налогом и суммой налога, исчисленной в общем порядке, включают в расходы при определении налоговой базы. В том числе она увеличивает убытки, которые можно перенести на будущее.

Помимо того, при объекте «доходы минус расходы» налоговую базу текущего периода можно уменьшить на убыток (до 31.12.2027 года), полученный по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых плательщик:

- Применял АСН.

- Использовал именно этот объект налогообложения.

Главной особенность АСН является то, что налог по итогам налогового периода исчисляет налоговый орган, а не плательщик. Источниками выступают:

  • сведения о доходах и расходах, представленные налогоплательщиком посредством применения ККТ;
  • сведения о доходах и расходах от уполномоченной кредитной организации;
  • данные о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет.

При этом, сам же налоговый орган (не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) информирует налогоплательщика через его личный кабинет о налоговой базе, сумме налога по итогам истекшего месяца, сумме налога к уплате (с учетом уменьшения на величину торгового сбора) по итогам истекшего налогового периода – с указанием реквизитов, необходимых для его уплаты.

Помимо того, налоговый орган информирует уполномоченный банк о сумме налога к уплате по итогам истекшего налогового периода с указанием реквизитов.

Уплата налога производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть ежемесячно).

Налоговая декларация по автоматизированной системе налогообложения не предусмотрена.

Помимо того, при АСН исчисление и уплата НДФЛ (все доходы облагаются по ставке 13%) производится банком.

Кроме того, у плательщика, применяющего АСН, отсутствует обязанность по исчислению и уплате страховых взносов.

Организации и ИП, применяющие АСН, не сдают расчет по форме 6-НДФЛ, не ведут книгу учета доходов и расходов, а также бухгалтерский учет.

На АСН нет отчетности по взносам – расчет РСВ и 4-ФСС. Но сведения о выплатах, в том числе необлагаемых взносами, необходимо сдавать в банк и кодировать.

Таким образом, новая система налогообложения – АСН перекликается с уже применяемым режимом – УСН. Однако ставки здесь выше. При этом есть льгота по уплате страховых взносов.

Основной акцент в новом спецрежиме - АСН сделан на общении налогоплательщика с налоговым органом через личный кабинет на сайте ФНС России и уполномоченный банк, который фактически сдает основную налоговую отчетность, и платит НДФЛ за налогового агента, а также сам перечисляет налог по АСН, если об этом будет оформлена соответственная договоренность.

 

Камеральная налоговая проверка в отношении налогоплательщиков, применяющих АСН, в соответствии со ст.88 НК РФ проводится в течение 3-х месяцев.

В ходе проверки налоговый орган контролирует имеющиеся у него сведения и информацию о плательщике. Но в отличие от общего порядка камералки, есть особенности - камеральную проверку проводят за 12 налоговых периодов (календарный месяц) истекшего календарного года, начиная с 1 февраля следующего календарного года.

При этом, налогоплательщик не может быть ликвидирован ранее срока окончания камеральной проверки.

Наши преимущества
Надежность
Надежность

98% дел выиграны

Профессионализм
Профессионализм

Узкая специализация гарантирует профессионализм

Большой опыт работы
Большой опыт работы

Опыт работы с 2012 года

Сертифицированные специалисты
Сертифицированные специалисты

Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ

Наши преимущества
Надежность
Надежность

98% дел выиграны

Профессионализм
Профессионализм

Узкая специализация гарантирует профессионализм

Большой опыт работы
Большой опыт работы

Опыт работы с 2012 года

Сертифицированные специалисты
Сертифицированные специалисты

Все сотрудники серцифицированные члены палаты налоговых консультантов РФ

Дипломы и сертификаты наших специалистов
Получите консультацию

Оставьте свои контактные данные
и мы свяжемся с Вамив ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Отправить»
Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Компания «Налоговая экспертиза» собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы даете СОГЛАСИЕ на обработку ваших данных

Закрыть